Закон о нормативных правовых актах, определение нпа в законе

Содержание
  1. Закон о нормативных правовых актах
  2. Общие понятия Закона о нормативных правовых актах
  3. Сила нормативных правовых актов
  4. Понятие и виды нормативных актов
  5. Понятие нормативных актов
  6. Виды нормативных актов
  7. Понятие нормативно-правовых актов
  8. Виды нормативно-правовых актов
  9. НПА - это. Муниципальные правовые акты. Виды НПА
  10. Традиционное видение природы НПА
  11. Научное видение природы НПА
  12. Официальное видение природы НПА
  13. Классификация НПА
  14. НПА и акты применения права
  15. НПА и ненормативные правовые акты
  16. Сфера регулирования федеральных законов
  17. Конституция – акт с высшей юридической силой
  18. Специфика федеральных конституционных законов
  19. Законы субъектов Федерации
  20. Особенности муниципальных правовых актов
  21. Международные законы РФ
  22. Правительственные НПА
  23. Понятие и необходимость толкования нормативно-правовых актов
  24. Виды толкования нормативно-правовых актов
  25. Виды нормативно-правовых актов и их общая характеристика
  26. 5. Понятие подзаконного нормативно-правового акта: его виды и характеристика.

Закон о нормативных правовых актах

Закон № 361 – З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» это документ, который систематизирует отношения между всеми правовыми актами нашей страны.

Упрощенно, юридически не точно, но по сути правильным было бы назвать его «законом о законах».

Для понимания целей и задач Закона о нормативных актах с точки зрения обычного гражданина будет полезно построить такую логическую последовательность:

  • Все области общественных отношений регулируются законами и другими правовыми актами.
  • Эти акты имеют разную силу и сферу действия.
  • Некоторые ситуации могут регулироваться сразу несколькими законами.
  • Некоторые ситуации требуют регулирования, но ни один из правовых актов их прямо не касается.
  • Разные акты законодательства имеют разную силу, круг подчиненных им лиц и порядок применения.
  • Для того чтобы устранить возможные противоречия в действии всех перечисленных выше документов и привести их в систему принят Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Подробный пересказ текста Закона оказался бы слишком громоздким, а некоторые положения Закона вовсе не следует перефразировать или сокращать, т.к. они представляют собой строгие определения и юридические термины.

Потому попробуем рассмотреть Закон о нормативных правовых актах с точки зрения человека, не имеющего специальной юридической подготовки и профессиональных знаний в этой области. Хотя особенное значение этот акт имеет как раз для юристов и законодателей. Рядовому же гражданину будет более всего полезно понимание общей системы законодательных актов и соотношения их силы для принятия решений.

Общие понятия Закона о нормативных правовых актах

Для понимания сути настоящего закона следует прочесть его 4 статью. В ней содержится указание на сферу действия Закона, категории актов на которые его действие не распространяется.

Закон о нормативных правовых актах не регулирует порядок принятия и результаты:

  • Решений принимаемых на референдумах;
  • Актов Конституционного и Верховного судов, а также Генерального прокурора;
  • Договоров между государствами;
  • Технических и локальных правовых актов;
  • Документации коллегиальных органов (протоколы совещаний, решения и др.).

Юридические определения используемых в теории и практике терминов даны в 1 статье Закона. Многие из них известны и, если не точно, то интуитивно понятны. Но смысл некоторых может оказаться неожиданностью, а некоторые общеизвестные иногда представляются слишком «размытыми». В числе прочих 1 статья Закона дает такие разъяснения:

Аналогия применения закона и права – так называется способ действия в ситуациях, которые прямо не указываются в законодательных актах. Тогда может стать позволительным руководствоваться положениями применимыми для сходных ситуаций. Это весьма сложный аспект применения законодательства, требующий немалых юридических знаний. Но и всем прочим гражданам следует знать о такой возможности.

Законодательными актами в Республике Беларусь являются: Конституция, Законы, декреты и указы Президента.

Нормативные правовые акты представляют собой документы издаваемые уполномоченными государственными органами. Сила нормативных правовых актов распространяется на неопределенный круг лиц, предполагается постоянное использование.

Действие нормативных правовых актов локального характера ограничивается определенным числом организаций.

Технические нормативные правовые акты имеют еще более узкий и конкретный диапазон применения в отдельных отраслях и сферах деятельности.

Также в 1 статье Закона о нормативных правовых актах содержится определение юридической силы. Это круг отношений, для которых становится обязательным применение определенной нормы.

2 статья предлагает полный список видов нормативных правовых актов применяемых в Республике Беларусь. Не строгий вариант этого списка в свободном изложении выглядит так:

  • Конституция – законодательный акт высшего порядка, определяющий главные правовые нормы и принципы.
  • Решения референдумов – акты принятые прямым народным голосованием на территории всей Республики или ее части.
  • Программные законы – законы, прямо следующие из текста Конституции, служат для раскрытия указанных в ней тем.
  • Кодексы – акты законодательства, сводящие в систему нормы, регулирующие определенную сферу отношений.
  • Законы – нормативные акты высшего уровня, регулирующие определенный круг вопросов.
  • Декреты, указы и директивы Президента – акты имеющие силу закона, издаваемые главой государства в соответствии с действующим законодательством. Наивысший юридический статус имеют декреты, затем следуют указы и директивы.
  • Постановления Парламента и Совета Министров – нормативные правовые акты, изданные этими органами государственной власти.
  • Акты Конституционного и Верховного судов, постановления пленумов этих судов и Генерального прокурора – нормативные правовые акты, касающиеся конкретных тем общественного устройства.
  • Постановления Национального банка – документы принятые названным государственным органом в целях практической реализации норм более высокого порядка.
  • Регламенты, инструкции, правила – эти нормативные правовые акты принимаются для регулирования конкретных направлений жизни общества.
  • Уставы — нормативные правовые акты, регулирующие деятельность только одной организации, государственной структуры.
  • Приказы республиканских органов – это также нормативные правовые акты, принимаемые руководителями соответствующих структур в пределах их полномочий.
  • Решения местных органов законодательной и исполнительной власти – акты, юридическая сила которых ограничена соответствующей территориальной единицей.

С 2 статьей Закона по смысловому значению неразрывно связана 3 статья. Ее цель – дать список правовых актов нормативными не являющихся, т.е. не имеющих обязательного действия на неопределенный круг лиц или не носящие постоянного характера.

Ненормативными правовыми актами являются:

  • Распоряжения Президента, глав палат Парламента и Премьер-министра.
  • Акты органов прокуратуры и иных государственных организаций.
  • Некоторые акты из перечисленных во 2 статье Закона, если это определено их содержанием.

Также важными особенностями правовых актов обязательно нужно назвать:

  • Дату вступления в силу этих документов;
  • Время действия нормативных актов;
  • Список лиц, на которых распространяется их обязательное действие.

Дата вступления в силу нормативных правовых актов зависит от их типа и регламентируется 65 статьей Закона. Некоторые из них начинают работать после официальной публикации, некоторые с даты принятия государственным органом. Время вступления в силу обязательно указывается в самом документе, так же как и срок его действия, если он определен.

68 статья Закона определяет общий круг лиц, для которых имеет обязательное действие тот или иной правовой акт. Определения на этот счет весьма просты:

  • Общереспубликанские правовые акты действуют на всей территории страны, для всех лиц в них указанных;
  • Акты административных единиц действуют аналогичным образом, но только на их территории;
  • Действие нормативных правовых актов обязательно для неопределенного круга лиц находящихся на соответствующей территории, если иное не определено законодательством или международными соглашениями.

Сила нормативных правовых актов

Все нормативные правовые акты имеют собственную юридическую силу, влияют на определенный спектр отношений и круг лиц.

Перечислим эти документы в порядке убывания их силы:

  • Конституция;
  • Декреты и указы;
  • Гражданский кодекс;
  • Другие кодексы. Здесь следует пояснить, что кодексы также представляют собой законы, но имеющие больший охват, масштаб действия.
  • Законы. Могут иметь приоритет перед декретами и указами только в тех случаях, если право принимать эти декреты и указы предоставлялось соответствующим законом.
  • Постановления Парламента, пленумов Верховного суда, акты этих судов и Генерального прокурора;
  • Акты министерств, ведомств и Национального банка.
  • Уставы государственных органов, положения, регламенты, правила, инструкции – находятся в подчиненном положении к перечисленным выше правовым актам. Их отношения между собой зависят от множества факторов и ситуаций применения.

Также к государственным правовым актам разного характера можно применить некоторые общие правила:

  • Документы принятые вышестоящим органом управления имеют большую силу в сравнении с принятыми нижестоящими организациями;
  • Позднейшие нормативные акты имеют большую силу в сравнении с аналогичными актами того же автора на эту же тему принятыми ранее;
  • Из актов принятых равными по положению органами важнейшим признается тот, автор которого имел специальные полномочия в данной сфере.
  • Нормативные правовые акты принимаются руководством государственных органов, а не их структурными подразделениями.

Иные положения Закона о нормативных правовых актах

Перечисленное выше составляет лишь малую часть регулируемых Законом вопросов. Однако значительная часть его статей касается порядка рассмотрения, оформления и принятия правовых актов, что имеет практическое значение скорее для профессиональных юристов и законодателей.

В этом можно убедиться, просмотрев названия статей Закона:

Понятие и виды нормативных актов

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права

Понятие нормативных актов

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

Виды нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов — кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации — законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Понятие нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов:

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

НПА — это. Муниципальные правовые акты. Виды НПА

В юридической системе России многообразие источников права очень велико. Но в основе ее лежит и такое понятие, как нормативно-правовой акт. Какова специфика их издания и какие есть разновидности данных источников права? Можно ли интерпретировать термин НПА разными способами? Какими именно?

Традиционное видение природы НПА

Некоторые юристы считают типичным следующее определение термина «нормативно-правовой акт». Это документ в письменном виде, который принят субъектом права (госорганом, структурой местного самоуправления или учреждением прямой демократии) с целью выражения велений власти и регулирования отношений в обществе.

Главное свойство нормативно-правовых актов (или сокращенно НПА) – это нормативность. Также такие источники наделены свойством не подлежащей оспариванию легитимности.

Научное видение природы НПА

В среде ученых-юристов есть мнение, что НПА – это письменный документ, который выражает официальное волеизъявление органа государственной власти, касающееся установления, корректировки либо отмены тех или иных норм права (правил общеобязательного характера, которые подлежат многократному применению).

Официальное видение природы НПА

В среде государственных органов власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА – это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.

Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.

Классификация НПА

Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:

  • Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
  • Это своды норм, издаваемые общественными объединениями (а также корпорациями).
  • Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
  • Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.

Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и локальные акты (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА – срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.

НПА и акты применения права

Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.

  • Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. Акты применения права управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример – ГК РФ – это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города – акт применения права.
  • Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.

Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность. НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо нормы. Акт применения права не обладает подобными свойствами. Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.

НПА и ненормативные правовые акты

Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт – это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц. В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока. Ненормативные акты не содержат ни одного из перечисленных признаков. Одно из возможных их определений – «предписания, ограниченные во времени и адресованные конкретным субъектам».

В то же время есть мнение, что ненормативные акты более строги и задают однозначные предписания с указанием юридических последствий для конкретного лица или группы. ГПК РФ содержит нормы, по которым человек, посчитавший, что ненормативный правовой акт, изданный в его адрес, нарушает принципы прав и свобод, может оспорить свои обязательства, наступившие согласно содержанию акта.

Сфера регулирования федеральных законов

Один из ключевых типов федеральных НПА в России – законы. К их сфере регулирования, как считают некоторые юристы, относятся следующие ключевые вопросы:

  • реализация прав, свобод, обязанностей граждан, их охрана;
  • установление норм юридической ответственности граждан за те или иные действия.

К сфере регулирования ФЗ относятся вопросы федеративных отношений. Это управление демократическими процессами (выборами разных уровней, референдумами).

Правовые акты РФ федерального уровня отвечают за ратификацию или денонсацию соглашений, подписанных Россией с другими государствами. Федеральные законы регулируют бюджетную политику, сбор налогов, пошлин. ФЗ – источники норм, касающихся национальной безопасности, военной политики. На федеральном уровне решаются ключевые вопросы в отношении системы правосудия, решения гражданских споров, работы арбитражей, адвокатов и юристов. Федеральные законы призваны регулировать самые разные сферы общественной жизни и государственного строительства. Есть ФЗ «Об акционерных обществах», есть похожий акт, регулирующий деятельность ООО. Некоторые юристы допускают классификацию ФЗ на два вида – текущие акты и кодифицированные.

Конституция – акт с высшей юридической силой

Самый главный российский НПА – это Конституция. Он обладает высшей юридической силой. Этот источник права наделен учредительным характером: предписания и нормы, содержащиеся в Конституции, являются основой для абсолютно всех остальных правовых актов, издаваемых в России. Издает этот источник права не кто иной, как российский народ. Конституция – не только юридически значимый документ. Это основа хода ключевых социальных и политических процессов. Она выражает общественное согласие людей, каждый из которых может обладать совершенно уникальным политическим интересом. В Конституции РФ закреплены ключевые характеристики государственного устройства, структуры органов власти, отношений между населением страны и общественно-политическими институтами.

Специфика федеральных конституционных законов

Законы субъектов Федерации

Каждый из субъектов РФ – будь то автономный округ, край, область или республика – имеют право издавать собственные законы. Подобные нормативные правовые акты принимаются законодательным или представительным органом субъекта (чаще всего, это государственный совет). Акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации, призваны регулировать вопросы, касающиеся ключевых направлений социального политического и экономического развития региона.

Главный критерий – соответствие принимаемого закона Конституции РФ и иным, обладающим более высокой юридической силой НПА. Пример: есть ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Нормы, прописанные в нем, должны быть учтены при формировании законодательной базы, касающейся работы муниципалитетов субъектов Федерации. Если, скажем, государственный совет Республики Татарстан примет свой закон о местном самоуправлении, то содержащиеся в нем нормы не должны противоречить ФЗ, который указан выше. Некоторые юристы считают, что действие НПА, принимаемых госорганами субъектов Федерации, не может распространяться на гражданские правоотношения, так как они вне предметов ведения региональных структур.

Особенности муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты отличаются от НПА федерального и регионального уровня тем, что действуют только на определенной территории – города, округа, района. Систему правовых актов муниципального уровня составляют следующие источники:

  • устав территориальной единицы;
  • источники права, изданные локальным органом представительной власти;
  • акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).

Муниципальные правовые акты могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом. Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе. Если в утверждаемом уставе есть нормы, противоречащие тем, что содержатся в НПА, принятых на референдуме, то он признается не соответствующим Конституции России и не может быть зарегистрирован.

Международные законы РФ

Есть особый тип нормативно-правовых актов – ФЗ о ратификации или денонсации международных соглашений России. Они принимаются на основе положений Статьи 106-й Конституции. Данные законы имеют специфическую процедуру принятия, но являются полноценной частью национальной правовой системы. Опубликование нормативно-правовых актов этого типа идет через Бюллетень международных соглашений. Статья 15-я Конституции гласит, что договоры, подписанные РФ с другими странами, более приоритетны перед национальным законодательством. И потому некоторые юристы называют такие НПА высшими в иерархии федеральных законов.

Правительственные НПА

Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве». Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов – постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением. Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны. Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, – наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России. Распоряжения – это нормативно-правовые акты, регулирующие текущие вопросы. Оба вида правительственных источников права принимаются, как правило, Президиумом, но в некоторых случаях издавать их может сам Премьер-министр России.

Понятие и необходимость толкования нормативно-правовых актов

Термин «толкование» имеет широкое и узкое значение. В широком смысле, толкование — это познавательный процесс, нацеленный на объяснение сути природных явлений и общественной жизни. В области права этот термин используется как при объяснении, так и во время выяснения содержания нормативно-правового акта.

Толкование нормативно-правовых актов — это уяснение и разъяснение их сути. Это означает перевод абстрактных предписаний норм права более понятным и доступным языком конкретных понятий и выводов. Этим понятием охватывается единство двух процессов: осознание и разъяснения содержания норм права.

Хотя толкование права осуществляется и в процессах правотворчества, систематизации правовых норм и других юридических процессах, особое место оно занимает в процессе реализации нормативно-правовых актов. Реализация норм права не может обойтись без установления их подлинной сущности, раскрытие точного содержания и назначения, выявление истинной юридической природы и силы, которые содержатся в этих нормах, велений, масштабов поведения и средств их обеспечения.

Выясняя содержание нормы, интерпретатор исследует: текст нормы; юридические связи нормы с другими нормами и принципами; позаюридични связи нормы с общественными явлениями.

Объектом толкования являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты. При этом важное значение приобретают не только нормативные предписания, содержащиеся в них, но и преамбулы актов, другие правовые положения.

Предметом толкование отражена в законе воля законодателя, соответствует времени издания акта, а также воля современного законодателя, которая содержится в актах, которые дополняют, изменяют отдельные положения первоначального акта.

Субъектами толкования являются граждане, юридические лица, государственные органы, но их функции в сфере интерпретации несколько разные. Толкование, высказанное индивидом, имеет частный характер и определяется сферой конкретных отношений и не требует специального анализа. Толкование, которое предоставляется уполномоченным на то органом, имеет особый авторитет и требует специального анализа.

Эффективность толкования во многом зависит от уровня правового сознания интерпретатора. Если этот уровень высокий, то количество правонарушений уменьшается, более четко действуют государственные органы, более полно удовлетворяются права человека, укрепляется правовой порядок.

Необходимость толкования нормативно-правовых актов на практике обусловлена некоторыми причинами, основными из которых являются:

1) несоответствие юридических норм фактическим условиям жизни — возникновение отношений, которые не существовали либо не были заметными на момент издания норм права, но со временем становятся подпадающими под действие;

2) наличие в нормативно-правовых актах специальных правовых понятий, определений, которые имеют многозначный характер (понятие «источника повышенной опасности»)

3) использование в нормативно-правовых актах оценочных понятий, выражающих только социальное значение тех или иных явлений («тяжкие последствия»)

4) нечеткость, небрежность, упущение правотворческих органов, которые часто случаются при оформлении их мнений в нормах права: время их воля находит свое отражение весьма схематично, некоторые признаки состава правонарушений вообще не называются, и установить их можно только толкованием норм права;

5) иногда такая необходимость вытекает из содержания самого нормативного акта. Речь идет о случаях, когда правотворческий орган использует выражения «другие», «и т.п.».

Виды толкования нормативно-правовых актов

С целью систематизации виды толкования можно сгруппировать по:

1) функциями (целями)

2) субъектами (юридической силой)

По функциональной направленности толкование может делиться на уяснение и разъяснение смысла нормы.

1. Выяснение происходит тогда, когда лицо толкует норму для себя, и является внутренним мыслительным процессом, что не выходит за пределы сознания самого интерпретатора.

Выяснение норм права можно рассматривать как внутренний процесс мышления, осуществляемый индивидом с помощью соответствующих способов, так и определенный результат, к которому приходит субъект в процессе познания смысла нормы.

Выяснение — обязательный элемент любого толкования нормы, а также обязательный подготовительный этап для решения конкретного дела, проведения систематизации нормативных актов, издание акта — разъяснения нормы права.

2. Разъяснение — это внешний процесс, который заключается в объяснении (изложении) другим лицам своего понимания содержания правовой нормы. Разъяснения также можно рассматривать в двух аспектах: как интеллектуально-волевой процесс по разъяснению содержания нормы права другим лицам и как результат такого разъяснения в виде устного объяснения или письменного документа.

Разъяснение, которое осуществляется официально, направленное на обеспечение правильной единого реализации нормы во всех случаях, на которые она рассчитана. Такое толкование обязательно должен быть зафиксированным в соответствующей официальной форме, выдано и доведено до субъектов, осуществляющих реализацию нормативных актов.

Выяснению подлежат практически все нормативно-правовые акты, разъяснению — те, которые вызывают разное понимание на практике. Таким образом, выяснение нормы права не всегда приводит разъяснения их содержания.

Толковать нормативно-правовые акты могут все субъекты права — органы законодательной и исполнительной власти, судебные и другие правоохранительные органы, юридические и физические лица. Но значение такого толкования, его юридическая обязательность и компетентность неодинаковы, поэтому оно имеет различные юридические последствия.

По субъектам толкования и юридическими последствиями различают официальную и неофициальную интерпретации норм права.

1. Официальное толкование — это разъяснение содержания правовых норм компетентными органами, акты которых имеют обязательный характер.

Официальное толкование характеризуется следующими признаками: во-первых, производится компетентным органом; во-вторых, наделено юридической силой, то есть обязательное для субъектов, которые реализуют нормы; в-третьих, имеет юридическое значение, то есть приводит к юридическим последствиям; в-четвертых, обеспечивает при поддержке государства единодушное понимание и применение законодательства; в-пятых, его результаты должны быть закреплены в специальном акте. Официальное толкование может быть:

а) аутентичным (подлинным), которое производится органом, выдавшим норму права (например, разъяснение президентом изданных им указов).

Субъект, который выдал норму права, согласно логике, безусловно, имеет право на официальную интерпретацию ее истинного смысла, так как именно он наиболее адекватно понимает собственную волю, которую он заложил в нормативный акт и в состоянии разъяснить ее другим суб ‘ объектам. При этом разъяснения может быть как общего (нормативного) характера, так и казуального (конкретного), когда объясняется норма относительно конкретного казуса. Хотя на практике аутентичное толкование преимущественно имеет нормативный характер и распространяется на неограниченное количество казусов;

б) легальным (делегированным), когда правом толкования законодательно наделяется любой орган, не выдавал этой нормы (например, разъяснение законов Конституционным Судом).

Легальное толкование, в свою очередь, может быть: ведомственным, осуществляемой руководством центрального учреждения любого ведомства, и его сила ограничивается сферой деятельности этого учреждения; межведомственным (официозным) — со сферой распространения на другие ведомства.

Субъектами официального толкования могут быть все государственные органы, которые организуют процесс осуществления норм права. Поэтому юридическая сила актов толкования зависит от властных полномочий органы, выдавшие эти акты. Наибольшую юридическую силу имеют акты толкования высших органов законодательной, судебной и исполнительной власти.

Одним из видов межведомственного толкование судебное разъяснение норм права. Оно обеспечивает правильное понимание и единодушное применения нормативных актов в деятельности судов. Такие разъяснения в Украине выдаются, например, в виде постановлений Пленума Верховного Суда по вопросам судебной практики на основании обобщения дел, рассмотренных судами.

В идеале правотворческими органами должны выдаваться нормативно-правовые акты, не требующие разъяснения, но реально это невозможно. Поэтому лучшим видом толкование аутентичное, которое исключает возможность подмены акта высшей юридической силы актами меньшей юридической силы.

2. Неофициальное толкование исполняется не уполномоченным на это государством субъектом. Оно не наделяется юридической силой, не влечет за собой никаких формально-юридических последствий, а потому не является обязательным для використування субъектами, реализующими норму. Оно может предоставляться любым гражданином или общественной организацией, не уполномоченным на это государственным учреждением.

Его сила заключается только в глубине анализа, обоснованности и убедительности выводов. Этот вид толкования в значительной степени помогает в практике единодушного применения правовых норм. Личного значение для эффективной реализации норм права приобретают высказывания государственных деятелей о сущности и роли того или иного закона в жизни гражданского общества. Разъяснение лидеров государства и общества в значительной степени влияют на широкие массы.

Неофициальное толкование в зависимости от субъектов также может классифицироваться на;

а) доктринальное (научное), что осуществляется научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами или опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, монографиях, статьях, лекциях, выступлениях и т. д. Доктринальное разъяснение базируется на научных исследованиях теории и практики и потому в значительной степени помогает в соответствии с закономерностями общественного развития осуществлять как правоприменения, так и правотворческую деятельность государства. Значительную роль научное толкование играет при применении аналогии права и аналогии закона;

б) профессиональное (компетентное), которое в свою очередь может быть профессиональным юридическим и профессиональным неюридическим.

Профессиональное юридическое толкование осуществляется адвокатами, юрисконсультами и другими лицами, для которых разъяснения содержания закона является профессиональной обязанностью. При этом значительную роль играет профессиональная компетентность юриста в соответствующей сфере общественных отношений. Профессиональное неюридическое разъяснения осуществляется специалистами в других областях (экономика, политика, история, информатика), когда требуется интерпретация нормативно-правовых актов или отдельных конструкций и терминов, не имеющих бытового применения или по-другому применяются именно в этих областях;

в) бытовое, что в повседневной жизни осуществляется лицами, не имеют специальных юридических знаний. Этот вид неофициального толкования имеет существенное значение для успешной реализации гражданами своих прав и интересов. Качество его напрямую зависит от уровня правового сознания и правовой культуры индивида и является опосредованной от правовой культуры общества.

Все виды неофициального толкования имеют определенное влияние на различные формы юридической практики и способствуют единообразному пониманию содержания правовых норм субъектами права. Неофициальное толкование не является обязательным для субъектов права, но значительно влияет на формирование общественного и индивидуального правосознания и поведения конкретных лиц, групп, коллективов.

По широте толкование может быть: общим (нормативным) и казуальным.

1. Общее (нормативное) толкование — интерпретация, рассчитанная на неограниченное количество случаев (казусов), регулируемые на основании нормы, трактуется, то есть предусматривает возможность неоднократного его использования.

Нормативная интерпретация осуществляется в отношении всех дел соответствующей категории, рассматриваются на основании этой нормы, и помогает единодушно воплощать в жизнь требования правовой нормы. Она имеет абстрактный характер, то есть не связывается с конкретным юридическим ситуацией, а рассчитывается на общее использование. Действие интерпретации зависит от правомочности субъекта, выдавшего такое разъяснение, и от юридической силы актов толкования. Но нормативная интерпретация не может содержать в себе самостоятельных правовых норм, а только устанавливает реальное содержание и сферу деятельности акта, толкуется, условия применения, права и обязанности субъектов права. Она может содержать изменения условий, новую практику применения нормы, новые казусы, которые подпадают под действие этой нормы. Официальном нормативном толкованию подлежат акты, которые, с точки зрения компетентного органа, требуют дополнительного разъяснения с целью их единодушного применения субъектами права. Общее толкование основывается на изучении практики применения конкретного закона. Этот вид интерпретации, как и правовая норма, имеет абстрактный характер, то есть не связывается с конкретным казусом. Но нормативное разъяснение не имеет самостоятельного значения в отрыве от нормативно-правового акта, который оно толкует, и поэтому время его действия ограничивается временем действия акта.

2. Казуальное толкование оказывается в разъяснении содержания нормы применительно к конкретному случаю, не имеет общего значения и не распространяется на другие казусы. Такое толкование вызывается конкретным казусом. Его целью является правильное решение конкретного юридического дела, которое уже имеет место (например, приговор суда, в котором обосновывается вид и мера наказания за совершенное преступление). Но в некоторых случаях официальное казуальные разъяснение, которое является обязательным при рассмотрении дела, может быть образцом при решении других подобных дел. Так, например, официальное казуального толкования Верховного Суда в значительной степени влияет на судебную практику. Благодаря кассационной и надзорной деятельности этой высшей судебной инстанции координируется практика других судов в направлении единодушного решения подобных казусов. При этом нельзя механически распространять казуальные разъяснения на другие однородные дела, поскольку каждая из них имеет индивидуальные особенности.

По аналогии толкования проводится по условиям, когда оказываются пробелы в праве и требуется их преодоления, то есть осуществляется распространение нормативного акта на новые общественные отношения.

Пробелом в праве называется полная или частичная отсутствие нормативных предписаний, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел. В уголовном праве доминирует принцип: «Нет преступления, нет наказания без закона». Поэтому работник правоохранительных органов приписывается отказаться от решения дела по аналогии и ждать, когда вопрос урегулирует законодатель. В гражданском законодательстве действует другой принцип, согласно которому запрещается отказ в правосудии под предлогом отсутствия или неполноты нормативных актов. Интерпретатору приписывается рассмотреть дело на основании нормативных предписаний, регулирующих аналогичные обстоятельства, а если отсутствуют и такие предписания, то в соответствии с принципами права.

Так, несмотря на сказанное выше, различают толкование норм права по аналогии закона и по аналогии права.

1. По аналогии закона толкование осуществляется, когда необходимо решить казус, не урегулирован нормой права, но есть норма, регулирующая аналогичные общественные отношения. Интерпретации в таком случае подлежат нормативные предписания, регулирующие похожи с не урегулированными правом общественные отношения.

2. По аналогии права толкование осуществляется при отсутствии нормы, регулирующей близкие по характеру с не урегулированными правом отношения. В таком случае анализу подвергаются общие принципы права, принципы отраслей и институтов права, и на этой основе принимается решение относительно казуса, не урегулированные конкретной нормой.

Виды нормативно-правовых актов и их общая характеристика

1. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

2. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

3. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

— нормативные акты субъектов Российской Федерации;

— нормативные акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные акты.

4. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

— нормативные акты неопределенно длительного действия;

— временные нормативные акты.

Виды законов:

1) Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ.

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию.

1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Закон составляет основу системы права государства. Закон обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.

Наконец, для Закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, Закон в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в Законе норм они делятся на конституционные, органические и обыкновенные. Обычные Законы делятся на кодификационные и текущие. См. соответственно Конституционный закон, Органический закон;

2) в широком смысле слова все нормативные правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.

Закон – это особый вид нормативно-правовых актов, принимаемый высшим представительным органом государства (Парламентом) или путем референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дается несколько иное определение закона, а именно: «Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений».

По юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные, программные и обычные.

Основные законы (Конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством.

Под конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

В соответствии с ч. 4 ст. 104 Конституции Республики Беларусь к программным законам относятся законы об основных направлениях внутренней и внешней политики РБ и о военной доктрине.

Обычные (текущие) законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

Законы можно классифицировать и по другим основаниям. Так, в зависимости от субъекта законодательства они могут подразделяться на законы, принимаемые народом путем референдума, и принимаемые законодательными органами.

Признаки закона:

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая сила — важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их тачимости в системе действующего законодательства. По этому осно-нанию различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция – это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью. Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в федеративных государствах, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституций субъектов Федерации.

Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).

Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

5. Понятие подзаконного нормативно-правового акта: его виды и характеристика.

Подзаконный нормативный правовой акт — это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру.

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать «свои» правовые акты.

Основными признаками этого понятия являются:

Во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. В Российской Федерации этот вопрос четко и исчерпывающим образом не решен ни в Конституции, ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах. Это служит причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными правотворческими органами при издании подзаконных нормативных актов.

Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.

В-третьих, в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм.

К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можно отнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности. Нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения.

Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов.

В-шестых, подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Другое, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся «под» законом. Приставка «под» в данном термине указывает на подчиненное положение одного предмета от другого. В специально-юридическом значении приставка «под» в термине подзаконный акт означает их системную зависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на один уровень, но ниже закона, располагаться под законом.

Однако подзаконность данной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую «необязательность». Все эти акты обладают необходимой юридической силой, они также как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральных законов.

Помимо иерархической зависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всех подзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует все наиболее важные, принципиальные отношения (первичное регулирование), а все остальные отношения регулируются всеми остальными нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование).

Существование сферы вторичного регулирования обусловлено тем, что после принятия, к примеру, федерального закона органы, наделенные различной компетенцией издают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализовать предписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы, распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами по своевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами, приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовых и управленческих решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит